Оригинал: https://www.sostav.ru/publication/kak-roboty-delayut-lidogeneratsiyu-bolee-effektivnoj-59645.html
Действуя по заданному алгоритму машина не совершает ошибок и работает быстрее человека
Работа в маркетинге состоит не только из креатива, но и из большого объема рутинных задач — поиска контактов, заполнения таблиц и публикации постов. Для ускорения этих процессов создаются отдельные сервисы, но решать их могут и программные роботы. Что это такое и как их использовать для лидогенерации, объясняет Константин Артемьев, основатель платформы Sherpa RPA.
Что такое RPA
RPA, или Robotic process automation, это технология, автоматизирующая бизнес-процессы. Специализированные платформы позволяют создать программных роботов — они имитируют действия человека с сайтами и сервисами и за счет этого решают рутинные задачи.
Важно понимать, что роботы не занимаются креативом и не ищут новых путей. Они действуют по четко заданному алгоритму: открывают сайты, копируют нужную информацию, вставляют в таблицы, сравнивают разные показатели, составляют письма по заданным шаблонам и так далее. Преимущество в том, что они делают все это быстрее человека — задача, которая у сотрудника может занять несколько часов, программой решается за несколько секунд или минут. При этом робот не может ошибиться, перепечатывая номенклатуру из одного файла в другой, или проглядеть важную строчку в тексте.
Все это позволяет использовать программных роботов для ускорения разных процессов в маркетинге. Вот несколько примеров.
Чем роботы могут помочь в маркетинге
Отслеживать позиции своих и чужих объявлений. Ритейлеры часто работают через сайты объявлений (например, Авито или Auto.ru) — в этом случае продажи компании напрямую зависят от того, как высоко находится их предложение и может ли его заметить клиент. Обычно мониторить позиции приходится вручную. Если объявлений много, это становится трудоемкой задачей, к тому же статусы объявлений отслеживаются нерегулярно — позиции падают, компания теряет клиентов.
Заниматься этим может робот: он отслеживает, какие позиции занимают нужные объявления, и отправляет отчет менеджеру. На основе этого отчета человек может оперативно подключить рекламу, если пост упал в рейтинге или, наоборот, отключить — если он находится в топе и нет смысла тратить рекламный бюджет.
Искать лиды через Авито и другие сайты. Авторы объявлений на Авито сами могут быть целевой аудиторией тех или иных компаний. Если вам, к примеру, нужно найти владельцев салона красоты и мастеров маникюра, чтобы продать им оборудование, это удобно делать через сайты объявлений — и помочь может робот. По нужным городам и ключевым словам он найдет нужные посты, соберет в табличку номера их авторов, попутно удаляя повторы и контакты из черного списка. Можно также настроить, чтобы он автоматически добавлял подходящие контакты в автоворонку голосового бота.
В аналогичном кейсе из нашего опыта робот за месяц собрал 2,5 тысячи лидов, а конверсия в продажу услуги составила более 20%. Чтобы такая система работала эффективно, важно точно настроить фильтры для поиска контактов и обновлять базу регулярно.
Использовать HeadHunter для поиска контактов. Аналогично искать лиды можно и через рабочие сервисы — HeadHunter или LinkedIn, если речь идет о зарубежном рынке. Так, по списку названий компаний потенциальных клиентов робот находит их страницы на LinkedIn, загружает список сотрудников и отбирает подходящих по должности. Нужным он также может отправить сообщения, причем с адекватным интервалом, чтобы не задеть чувствительные спам-фильтры.
При работе с HeadHunter система, находя контакты, также может сразу проверять и саму компанию по открытым источникам — какую позицию она занимает на рынке, насколько она платежеспособна.
Автоматически публиковать посты. Для автопубликации постов в социальных сетях существуют разные сервисы, но преимущество роботов в том, что они имитируют действия человека с нужными сайтами — это значит, что если какой-то сайт решит запретить работу по API (как недавно это произошло с Twitter), ничего не сломается.
Анализ цен и остатков. Еще одна задача, которую в ручном режиме делать долго — мониторинг остатков и цен конкурентов. Робот же может обрабатывать эту информацию с высокой скоростью: например, в Sherpa RPA мы программировали робота анализировать порядка 10 товаров в секунду. Его можно настроить собирать данные с маркетплейсов (например, Ozon и Wildberries) или онлайн-магазинов.
Нужную информацию робот соберет в таблицу или базу данных в удобном сотрудникам формате: это позволяет быстрее корректировать собственную ценовую политику и маркетинговые активности.
Как понять, нужны ли вам роботы
Хотя программные роботы и справляются с задачами быстро и эффективно, они нужны не всем компаниям. Например, важен объем задач. Роботы могут эффективно заполнять и обновлять карточки на маркетплейсах, но если у вас таких карточек немного, проще будет поручить работу человеку. Также RPA-технологии подходят именно для рутинных задач. Чем более креативный и непоследовательный процесс, тем меньшую его часть можно роботизировать.
RPA приносит пользу, когда есть большое число однотипных задач. При этом они могут заменить сразу несколько платных сервисов, потому что список их возможностей довольно широкий. Сегодня таких роботов создают с помощью RPA-платформ, таких как Sherpa RPA — это no-code решения, которые может собрать под свою задачу даже специалист без программистского опыта.
При этом цены на RPA-решения упали за последний год, потому что иностранные сервисы (Blue Prism, UiPath, Automation Anywhere) ушли с рынка, и их место заняли российские производители с более демократичными предложениями.